Неофициальный сайт Международного Юридического Института Среда, 20.09.2017, 10:27
Добро пожаловать на неофициальный сайт Международного Юридического Института!
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [182]
Мини-чат
Статистика сайта
Пробки на Яндекс.Картах
Главная » Новости » Мои статьи

Конференция «Судебные доказательства в современном гражданском и арбитражном процессе»

16 апреля 2010 года в научно-исследовательской Лаборатории цивилистики им. Д. И. Мейера в рамках проекта «Выдающиеся российские цивилисты» состоялась научно-практическая конференция «Судебные доказательства в современном гражданском и арбитражном процессе». Конференция была посвящена памяти выдающегося ученого, педагога, доктора юридических наук, профессора Александра Филипповича Клейнмана.

В конференции приняли участие доцент кафедры криминалистики МГЮА им. О. Е. Кутафина, кандидат юридических наук Комиссарова Ярослава Владимировна, заместитель генерального директор Бюро независимой экспертизы «Версия», профессиональный эксперт Гладышев Дмитрий Юрьевич, представитель компании «Поликониус-центр» Аксенов Сергей Анатольевич, помощник президента гильдии адвокатов Рязанова Яна Марковна, студенты Международного юридического института и его филиалов.

Формат конференции, заданный в Лаборатории цивилистики, помимо прочего, позволил работать в режиме интернет-конференции. Студенты вузов Москвы направляли свои вопросы напрямую в адрес конференции. Таким образом, небольшая площадка Лаборатории цивилистики, собрала на своем исследовательском пространстве, студентов из МГЮА, Российской академии правосудия, Московского государственного открытого университета, других вузов. Показательно, что один из вопросов, обращенных к участникам конференции, поступил из самой дальней точки России – с Сахалина.

С приветственным словом к участникам конференции обратилась Елена Никчемная - руководитель Лаборатории цивилистики, обозначив не только актуальность избранной для обсуждения темы, но и ее очевидную своевременность. Елена Никчемная обратила внимание участников конференции на масштабность и характер, а отчасти и противоречивость проводимых в современной России правовых реформ. При этом было подчеркнуто, что любые новеллы, реформы, влекущие глобальные изменения в жизни общества не могут эффективно и взвешенно внедряться без учета накопленного наукой многолетнего опыта. Научное наследие, труды Александра Филипповича Клейнмана, по меткому выражению его ученика М.К.Треушникова, характеризует лаконичность и точность, отсутствие многословия и заискивания, отсутствием цитирования докладов политруководителей. Поэтому его работы так легко читаются сегодня.

Елена Никчемная и Артем Бандуров, выступили с творческим сообщением о жизненном и научном пути выдающегося процессуалиста А.Ф. Клейнмана.

Бандуров Артем:

Александр Филиппович Клейнман родился 12 апреля 1889 г. в Кишеневе, в семье мирового судьи. Получил классическое гимназическое образование, освоил несколько языков. Показательно, что знание иностранных языков, впоследствии позволили ученому приступить к анализу и тщательному изучению судебного процесса зарубежных стран. В 1910 г. Александр Филиппович завершает обучение на юридическом факультете Новороссийского университета в Одессе. В это же время в университете преподавали Шершеневич Габриэль Феликсович, Васьковский Евгений Владимирович и другие известными ученые. Характерно, что имена этих ученых, их труды, ранее уже были предметом обсуждений в Лаборатории цивилистики. После окончания университета А.Ф.Клейнман работал адвокатом, преподавал в учебных заведениях. В 1922 году Клейнман А.Ф., уже пребывая в Иркутске, решил направить свою неиссякаемую энергию в научную деятельность. Сейчас, оглядываясь на жизненный путь Клейнмана А. Ф., учитывая исторический период на который пришелся его рассвет как ученого, необходимо отдать должное его умениям созидать, оказавшись фактически между двумя эпохами. Получив образование в дореволюционной России, применять свои познания и заниматься научной и педагогической деятельностью, Клейнман А.Ф. вынужден был уже в советское время. Перу Александра Филипповича принадлежат такие работы как: «Участие третьих лиц в гражданском процессе», «Основные вопросы теории доказательств в советском гражданском процессе», «Новейшие течения в науке гражданского процессуального права», «Советский гражданский процесс», «Некоторые теоретические вопросы учения об иске в советском гражданском процессе», «Обжалование и опротестование судебных решений, не вступивших в законную силу», «Принцип объективной истины в советском гражданском процессе» и многие другие.

Артем Бандуров, обратившись к аудитории, предложил посмотреть небольшой видеосюжет, посвященный профессору Клейнману, подготовленный с участием Киры Пальчевской и Юрия Рабаева.

Елена Никчемная:

Участники конференции смогли не только услышать о работах известного процессуалиста, но и увидеть на экране А.Ф.Клейнмана, его учеников – ныне известных ученых. Видеокамера запечатлела также и знаменитый дом на Ломоносовском проспекте, именуемый как профессорский, в котором как раз и жил ученый. Кира Пальчевская, в течение нескольких месяцев кропотливо собирала материал о А.Ф. Клейнмане, она рассказала о педагогической работе ученого. Клейнман А.Ф., по - существу человек открытый, принимал учеников прямо у себя дома. Одним из них оказался М.Треушников, который будучи студентом МГУ им. Ломоносова писал под руководством профессора А. Клейнмана дипломную работу, посвященную вопросам доказательств.

В 1967 г. Клейнман А.Ф. подготовил и опубликовал книгу «Новейшие чтения в науке гражданского процессуального права». В основном в эту книгу вошли труды его учеников. Что может быть для педагога большей наградой, чем развитие и успех учеников? Тем не менее, профессор А.Ф. Клейнман, будучи настоящим педагогом скрупулезно, а по мнению М.Треушникова, педантично, рассматривает изложенные взгляды своих учеников, ставших впоследствии учеными. Среди них Мозолин В.П., Добровольский А.А., Авдеенко Н.И., Калпин А.Г. и многие другие. В книге затрагиваются такие научные проблемы – процессуальные правоотношения, стадии судебного процесса, иск, доказательства, способы обжалования. Показательно, что ученый в этой книге старался отметить ростки новых направлений в науке. На рукопись этой книги известный цивилист, профессор Корнеев Сергей Михайлович написал в стихах «Неофициальный отзыв». Строки этого цивилиста, коснулись практически всех представителей процессуальной науки того периода времени.

Виктория Кобзева, студентка второго курса юридического факультета, прочла этот необычный отзыв, закончив свое выступление словами С.Корнеева: «…Слава Вам, слава, Клейнман А. Ф.». Рассказывая о профессоре Клейнмане, нельзя не остановиться на его обширной просветительской деятельности. Много времени, усилий, таланта профессор расходовал на создание Основ гражданского судопроизводства, принимал участие в различных конференциях, высказывал свое мнение в статьях, публикуемых в журналах. В такой же степени, как и научное, нам важно и педагогическое наследие ученого. Представляется, что А.Ф.Клейнману не была свойственна скука и монотонность, он, беседуя со студентами, мог процитировать стихи, использовать подходящий литературный образ. Получив в юности музыкальное образование, Клейнман не утратил интерес к музыке и в зрелом возрасте. Посещая студентов во внеурочное время, профессор нередко брал с собой скрипку и исполнял студентам музыкальные произведения. Он был веселым, доброжелательным человеком, с чувством юмора. Он любил своих учеников. В 1989 г., когда на кафедре отмечали столетие со дня рождения профессора, его дочь Галина Александровна, рассказала удивительную историю о своем отце, которую можно рассматривать как небольшой, но одновременно значимый штрих к портрету педагога и ученого. Когда Александр Филиппович был уже тяжело болен, плохо владел рукой, он, взял лист бумаги и написал о себе «Я - педагог».

Размышляя о жизненном пути этого выдающегося ученого, о достижениях его учеников, внесших неоценимый вклад в столь сложную науку, учебную дисциплину, именуемую «Гражданский процесс», можно лишь восхититься, что ученый, добившись в юриспруденции значительных успехов, заслуженной известности, тем не менее, сам себя считает, в первую очередь, педагогом. Видимо, именно качества педагога, столь присущие Клейнману А.Ф., в совокупности с его талантом правоведа, позволили взрастить целую плеяду ученых, которые ныне продолжают укреплять и развивать те направления, которые они, возможно, впервые услышали на лекциях профессора Клейнмана. Представляется, что Александр Филиппович, читая студентам свои лекции в прошлом столетии, преподал урок и нам, преподавателям права 21 века. Педагогическое наследие профессора А.Ф.Клейнмана объективировано в его учебниках. По учебнику Клейнмана А.Ф., изданного в 1940 году выучилось не одно поколение студентов. Однако, картина о профессоре Клейнмане будет не совсем полной, если говорить лишь о взлетах. В его профессиональном пути случались и трагические падения. В 1954 г. был издан очередной учебник «Советский гражданский процесс» на который обрушились сверхкритические замечания. Клейнмана критиковали за то, что он, при написании применяя сравнительный метод, затронул отдельные аспекты буржуазного судебного процесса. Подобная критика привела к тому, что на долгие годы из учебников исчезла информация о научных школах, успешно развивающихся за пределами СССР, а метод сравнительного правоведения длительно практически не использовался. Необходимо подчеркнуть, что один из его учеников М.К.Треушников, по учебнику которого сегодня занимаются миллионы студентов, не оставил это направление, напротив мы можем убедиться, что благодаря его усилиям, тема о необходимости изучения зарубежного гражданского процесса не теряет своей актуальности. Сегодня, в дни памяти ученого мы обращаемся к его основным идеям, к вопросам доказательств в судебном процессе, обращаемся к методологии, включая и метод сравнительного правоведения.

Представляется, что сегодня для процессуалиста нет более актуальней темы, чем тема о доказывании и доказательствах. Мы, конечно, имеем ввиду настоящее доказывание, базирующееся на принципах состязательности и равенстве сторон. Сам по себе термин процесс, означает деятельность. Именно деятельность, а не разговоры о ней, перетекающие в пустое судоговорение и не способное защитить права и законные интересы субъектов процесса.

В продолжение темы сравнительного правоведения, студент 5-го курса МЮИ Олег Доставалов, рассказав об особенностях доказывания и видах доказательств в зарубежном гражданском процессе. Тема выступления студента со столь трудным вопросом возникла не случайно. Идеи необходимости применения результатов сравнительного правоведения, используемые компаративистами, в том числе в судебном процессе, образовались после недавней встречи в Лаборатории с профессором Кристофером Осакве.

Один из самых сложных вопросов в судебном процессе, является вопрос о правильном определении предмета доказывания. Ошибки, допущенные в предмете доказывания, порождают крайне неблагоприятные последствия для участников процесса. Тем не менее, необходимо констатировать, что это наиболее распространенные процессуальные ошибки. Показательно, что суды не исправляют этих ошибок, а отдельными своими действиями лишь порождают новые нарушения. Правда здесь возникает другой крайне важный вопрос, а должен ли суд оказывать поддержку участникам процесса и какова степень этого участия? И не окажется ли тогда провозглашенный принцип состязательности, декларацией, коим он является в уголовном процессе?

Рассматривая тему предмета доказывания, Токмакова Софья и Касатина Олеся, студентки 3-го курса, выступили с докладом об определении предмета доказывания в гражданском процессе, приведя при этом показательные примеры из судебной практики (дело о взыскании неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами), еще раз указав на важность правильного определения предмета доказывания.

С докладом о доказывании отрицательных фактов выступил студент 3-го курса Доброскокин Егор. В своем докладе Егор привел следующие статистические данные: только по пятой части дел, рассматриваемых в порядке гражданского судопроизводства, стороны ссылаются на отрицательные факты. Такое положение можно объяснить, во-первых, неполной реализацией сторонами состязательных начал; во-вторых, сложностью доказывания отрицательных фактов; в-третьих, большей частью их неопределенным характером. Также докладчик обратил внимание аудитории на то, что суды зачастую предпочитают не замечать недоказанность отрицательных фактов.

В продолжение недавно прошедших в Лаборатории дискуссий о прецедентах, Исакова Екатерина в своем докладе отметила значительную роль судебной практики при рассмотрении и разрешении гражданских дел. Студентка обосновала свою точку зрения, помимо прочего, позициями, изложенными в судебный актах Конституционного Суда, Высшего Арбитражного Суда России и Европейского Суда по правам человека. Стремительные изменения информационного пространства, развитие различных технологий, безусловно, прочно входят в нашу повседневную жизнь и это в свою очередь, порождает новые вопросы, которые, отвечая на вызовы времени, необходимо решать.

Максим Клековкин, студент 3-го курса затронул тему обеспечения доказательств в гражданском процессе. В частности он осветил вопрос фиксации сведений, размещенных в сети Интернет, рассказал о способах их обеспечения с помощью нотариальных действий.

Виктория Охотникова, представляя присутствующим гостя Лаборатории, эксперта Бюро независимой экспертизы «Версия» Гладышева Дмитрия Юрьевича, рассказала участникам конференции о значении экспертных заключений бюро «Версия» при рассмотрении судебных дел, в которых она принимала участия в качестве представителя стороны. Елена Никчемная напомнила студентам, что отдельные задачи, изложенные в учебном пособии по гражданскому процессу, базировались на реальных фактах судебных дел, участником которых, были, в т.ч. эксперты бюро «Версия». Дмитрий Юрьевич также обратил внимание аудитории на роль такого участника судебного процесса, коим является специалист, рассказал много интересного об экспертной работе и видах экспертиз, особо обратив внимание на экспертизы, направленные на установление сроков давности изготовления документа и о многом другом. Будучи действительно специалистом своего дела Д.Гладышев посетовал на непрофессионализм нынешнего поколения экспертов.

Никого не оставило равнодушным ярчайшее выступление Комиссаровой Ярославы Владимировны. В своем выступлении Ярослава Владимировна рассказала аудитории о том, что такое полиграф, а, раскрывая сущность исследования, пояснила, что само по себе психофизиологическое исследование, независимо от того, в рамках какой деятельности – оперативно-розыскной или экспертной¬ - оно проводится, представляет собой процедуру применения специальных знаний, сопряженную с использованием технических средств, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей, в ходе которой осуществляется анализ динамики психофизиологических реакций обследуемого лица в ответ на предъявляемы стимулы, в определенном порядке подобранные и систематизированные. Целью исследования является проверка информации, сообщаемой человеком. Также Я.В.Комиссарова, учитывая интерес аудитории, затронула вопрос о проекте закона «О применении полиграфа», обратив внимание на существующие в нем погрешности. Свое выступление Я.В.Комиссарова сопровождала интересными примерами из собственной богатейшей практики. Вопрос применения полиграфа в судебном процессе, использование результатов исследований, полученных с помощью использования полиграфа, является дискуссионным.

Студенты Чуранова Анна и Сорокина Анна, готовившие сообщение на эту тему, продемонстрировали аудитории видеосюжет, снятый на улицах Москвы. Ответы простых граждан на вопросы корреспондентов ТВЦ-МЮИ, были разнообразны, но скорее свидетельствовали о неприятии гражданами полиграфа, как источника, с помощью которого осуществляется психофизиологическое исследование, результаты которого, впоследствии, облеченные в заключение, используются в судебном процессе в качестве равновесного доказательства.

Показательно, что Ярослава Владимировна Комисарова и Дмитрий Юрьевич Гладышев, ранее в качестве экспертов встречались заочно и отстаивали различные точки зрения касательно экспертных выводов. Но, встретившись на площадке Лаборатории, оказавшись в среде пытливых студентов, вступили в настоящий диалог профессионалов. В ходе конференции Я.В.Комиссарова и Д.Ю.Гладышев обстоятельно и открыто ответили на вопросы студентов, поступающие из зала. Особенно запомнились вопросы Капитановой А., Сурядной В., Доставалова О., других студентов МЮИ.

Рязанова Яна Марковна, в прошлом студентка МЮИ, активно участвовавшая в дискуссиях обозначила проблему нотариального обеспечения доказательств в сети Интернет, которая на сегодняшний день является достаточно острой и высказала свои суждения касательно применения результатов полученных с помощью полиграфа. Высказывая суждения о проекте Закона «О применении полиграфа» Елена Никчемная отметила о необходимости его существенной доработки, а точнее кардинального и концептуального изменения. При этом, Елена Никчемная, упоминая те или иные положения и дефиниции, содержащиеся в обсуждаемом документе и демонстрируя их ошибочность, подчеркнула, что в нынешней редакции исследование, именуемое его авторами - проектом Закона «О применении полиграфа» является ярчайшим примером дегенерации правовой мысли.

Завершая конференцию, Елена Никчемная, подвела предварительные итоги работы, обратив внимание аудитории, что принцип «где средство, там и право», обязывает каждого юриста, выбравшего себе профессиональный путь защиты прав и свобод граждан, пользоваться качественным средством и только тогда появляется возможность достойно отстоять интересы тех, кто доверил юристу, как знатоку права, решение своих дел в судебном процессе.

В заключении студенты Международного юридического института и руководитель Лаборатории Елена Никчемная, искренне поблагодарили гостей института и всех участников конференции, посвященной педагогу и ученому А.Ф.Клейнману. По уже сложившейся в Лаборатории традиции гости оставили свои пожелания в книге для почетных гостей.

Категория: Мои статьи | Добавил: Euphoria (25.04.2010)
Просмотров: 909 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма авторизации
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный сайт Международного Юридического Института
  • Всероссийский Интернет-конкурс красоты "Мисс Рунет - 2010"
  • Романтический Сайт Знакомств "Лав-Рунет" - Реальные знакомства для всех!
  • www.popularsite.ru
    Все права зарегистрированы © 2017
    Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования